Внешняя политика Ирана. Пособие для начинающих

Модераторы: отец Жозеф, LambadA

Внешняя политика Ирана. Пособие для начинающих

Непрочитанное сообщение V@P » 14 апр 2007, 20:45:58

Внешняя политика Ирана. Пособие для начинающих
В последние годы Иран стал одной из "горячих точек" международной политики. Во многом это положение обусловлено традицией внешнеполитических действий Тегерана.
Исследовательская корпорация RAND пришла к выводу, что "иранская внешняя политика слишком сложна для простых оценок и прогнозов". Однако на протяжении последних десятилетий ее движущимися силами являются два основных принципа: во-первых, "идеологический" - распространение Исламской революции, во-вторых, "реалистический" - защита территориальной ценности Ирана (в первую очередь, от этнической фрагментации) и обеспечение экономических интересов страны. Эти стратегии периодически сменяют друг друга.

Оливье Рой, директор Французского Национального Центра Научных Исследований и автор многих работ об Иране, в книге "Новая Центральная Азия"The New Central Asia, or the Fabrication of Nations отмечает, что после Исламской революции в Иране (1979 год) Тегеран сформировал ряд принципов своей внешней политики. Тогда главным врагом был признан Запад, в широком смысле этого слова, и США и Израиль - в узком. В перечне противников также находятся консервативные арабские режимы, однако противостояние с ними основано не на политике, как таковой, а на религии - на противостоянии шиитской версии Ислама (в Иране) и суннитской (в большинстве арабских государств). Не случайно, что Иран никогда не налаживал отношения с силами, основываясь на принципе "мусульманской солидарности", он поддерживал и поддерживает только группировки единоверцев-шиитов. СССР иранские лидеры долгое время считали "малым Сатаной" (за действия в Афганистане), однако никогда не переносили свою критику в сферу реальной политики - они воспринимали Москву как эффективный "противовес" США.. Время от времени, под воздействием внешних обстоятельств (одним из них стал распад СССР, другим - победа талибов в Афганистане) внешняя политика Ирана оказывалась в кризисе.

Известный иранист, профессор Калифорнийского УниверситетаUniversity of California, Los Angeles Никки КеддиеNikki Keddie, в книге "Современный Иран: Причины и Результаты Революции"Modern Iran: Roots and Results of Revolution, доказывает, что внешняя политика Тегерана во многом основана на чувстве национального унижения, которое испытывали поколения иранцев. Дело в том, что на протяжении веков Иран терял свои территории и периодически утрачивал суверенитет. Иранские земли захватывали Португалия, Россия, Турция, позднее - арабские государства. В годы Второй Мировой войны Иран был оккупирован британскими и советскими войсками, многие иранские правители вольно или невольно оказывались игрушками внешних сил. Поэтому власти Ирана стараются доказать всем, а в первую очередь самим себе, что подобные сценарии ушли в прошлое, и Иран сумеет защитить себя и сумеет увеличить свое влияние в мире.

В Иране существует уникальная система государственного управления. Согласно конституции страны (принята в 1979 году, внесены некоторые изменения в 1989 году), избираемый на прямых общенациональных выборах президент страны (ныне Махмуд Ахмадинеджад - первый, с 1981 года, президент - не мулла) имеет намного меньше власти, чем Верховный Лидер (ныне Аятолла Али Хаменеи, сменивший творца Исламской революции Аятоллу Рухоллу Хомейни).

Верховный Лидер возглавляет Высший Религиозный Совет Ирана, является главнокомандующим войсками Ирана и Корпуса Стражей Исламской Революции, контролирует вооруженные силы (например, военные руководители назначаются лично им и докладывают обстановку лично ему) и спецслужбы (в Иране действует Министерство Разведки и Безопасности, о деятельности которого известно крайне мало), один имеет право объявлять войну, назначать руководителей судебной системы, руководителей государственных радио и ТВ и т.д. Его представители работают на всех уровнях и во всех эшелонах власти - благодаря этому Верховный Лидер имеет право вмешиваться практически во все вопросы государственного управления.
Президент Ирана назначает главу МИДа (ныне его возглавляет Манучер Моттаки) и главу специального органа - Высшего Совета Национальной Безопасности, который отвечает не за "практику" (то есть, повседневную дипломатическую деятельность - это функция МИДа), а за "теорию" (то есть, фундаментальные принципы) внешней политики. Совет ныне возглавляет известный дипломат (главный переговорщик по ядерным вопросам) Али Лариджани. В состав Совета входят высокопоставленные дипломаты, чиновники, военные, сотрудники служб безопасности, представители влиятельного Корпуса Стражей Исламской Революции. Совет подчиняется Аятолле Али Хаменеи, который может заблокировать решения, принятые Советом, или предложить иные варианты. Лариджани считается близким приближенным Хаменеи. Фактически, Совет действует так же, как совет директоров крупной компании, где Аятолла выполняет функции председателя правления фирмы. Решения в большинстве случаев принимаются консенсусом.

Кристофер де БеллакChristopher de Bellaigue, автор книги "В Саду Роз для Мучеников": Воспоминания об Иране"In the Rose Garden of the Martyrs: A Memoir of Iran, отмечает, что большинство членов Высшего Совета Национальной Безопасности пришли во власть во время и сразу после Исламской революции. Многие из них участвовали в войне с Ираком (1980-1988-е годы). Это накладывает заметный отпечаток на взгляды этих людей. Они весьма подозрительно относятся к Западу и очень религиозны. При этом в 1980-1990-е годы Совет часто принимал весьма агрессивные решения - в частности, он санкционировал действия, направленные на "экспорт" Исламской революции в страны Ближнего Востока, причем применение насилия считалось злом, но злом необходимым. В 1990-е годы решения стали более умеренными и прагматичными. Большинство исследователей сходятся во мнении, что президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад представляет собой "классическую" версию иранского политика эпохи "революционных" 1980-х.

Кроме Высшего Совета Национальной Безопасности в выработке внешней политики Ирана участвуют и иные властные структуры. В первую очередь, это парламент (Маджлис), который одобряет (или не одобряет) международные соглашения и контракты. Решения Маджлиса могут быть оспорены Советом Стражей Исламской Революции, который состоит из шести консервативно настроенных юристов и шести религиозных деятелей (назначаются Верховным Лидером). Совет имеет право накладывать вето на законы и любые иные решения парламента.
Иной орган власти - Консультативный Совет - является арбитром в спорах между Маджлисом и Советом Стражей Исламской Революции. Консультативный Совет, полномочия которого в последние годы были значительно расширены, ныне возглавляет бывший президент Ирана Али Хашеми Рафсанджани, которого многие исследователи называют "серым кардиналом" иранской внешней политики.

Еще один из важных игроков на этом поле - Корпус Стражей Исламской Революции. Корпус активно действует в сфере бизнеса, производства и торговли вооружениями, занимается разведкой, он также поддерживает контакты с иностранными структурами, которые многие государства считают террористическими, такими, как ливанская "Хезболла" и радикальные шиитские организации в Ираке. Корпусом руководят люди, весьма далекие от либеральных идей - это религиозные консерваторы, назначенные на свои посты на основании двух главных критериев - личной преданности Верховному Лидеру и организаторских способностей (оценка исследовательского Brookings Institution).

В таких условиях внешняя политика Ирана часто выглядит весьма противоречиво, поскольку ее организаторы периодически не способны придти к компромиссу. В Маджлисе заседают достаточно много либеральных депутатов, весьма критично настроенных по отношению к консерваторам. К примеру, в 2006 году Али Лариджани сделал несколько громких заявлений об исключительно мирном характере ядерной программы Ирана - после этого последовало выступление Ахмадинеджада, который призвал к уничтожению Израиля. Еще через несколько дней выступил Аятолла Хаменеи, который поправил президента, указав, что Иран выступает против применения силы в отношении иных государств..

За ситуацию в Ираке отвечает, с одной стороны, МИД Ирана, а с другой - Корпус Стражей Исламской Революции. МИД традиционно призывал к невмешательству в иракские дела, в то время, как Корпус наладил тесные связи с радикальным религиозным деятелем и главой многочисленной милиции "Армия Махди" Муктадой Аль Садром.

Многие аналитики отмечают (например, эксперты из Совета по Внешнеполитическим СвязямCouncil for Foreign Relations), что президент Махмуд Ахмадинеджад не имеет особо заметного влияния в деле формирования внешней политики Ирана. Его громкие заявления не только настроили против него многие страны мира, но и вызывают недовольство у иных влиятельных руководителей Ирана. Кроме всего прочего, Ахмадинеджад за время своего президентства сделал ряд внутриполитических шагов, которые были крайне негативно восприняты иранской элитой, в том числе и членами его собственной партии (в результате, Маджлис заблокировал три кандидатуры министров, предложенных президентом).

Иранская ядерная программа достаточно успешно развивалась на протяжении почти двух десятилетий. Ее инициатором называют аятоллу Хаменеи - без его ведома такие решения не могли бы быть приняты. Хаменеи пытался провести иранскую ядерную программу между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, не вызвать недовольства иных государств, с другой - не вступать с ними (прежде всего, с членами "ядерного клуба", заседающими в Совете Безопасности ООН) в особо тесные отношения.
Бабак ГанджиBabak Ganji, автор книги "Политика Конфронтации? Внешняя Политика США и Революционный Иран"Politics of Confrontation: The Foreign Policy of the USA and Revolutionary Iran, отмечает, что кроме политиков, религиозных кругов и "силовиков", на внешнюю политику Ирана влияет и бизнес, правда его воздействие пока невелико. Уникальность Ирана заключается в том, что более 90% жителей страны получают средства для существования от государства. В стране долгое время наблюдается высокая инфляция и безработица. С точки зрения бизнеса, Иран нуждается в иностранных инвестициях, а, следовательно, в хороших отношениях с окружающим миром.. 12 Апреля 2007 Washington ProFile


Цитата На Тему
Исследовательская корпорация RAND: "Отношения Ирана с Россией стали весьма тесными, несмотря на историю российского империализма и попытки аннексации части иранской территории. Отношения улучшились, несмотря на войны против мусульман (в Афганистане и Чечне). Причины этого - весьма прагматичны.

Двусторонние связи стали налаживаться во время ирано-иракской войны, когда Иран, который не мог более получать вооружения от своих традиционных поставщиков - стран Запада - начал закупки советского оружия. После распада СССР Иран начал использовать Россию для противостояния доминированию США. Иран, как Россия, Китай и Индия, воспринимают однополярный мир весьма негативно и пытается создать новый баланс сил.

Сотрудничество Москвы и Тегерана, однако, не привело к особо заметным результатам, поскольку Россия подозрительно относится к региональным амбициям Ирана и его поддержке исламских движений. Районы Ирана, находящиеся неподалеку от границ России, населены многими народами. Поэтому Иран пытался не поддерживать выступления сепаратистов в соседних государствах, чтобы не спровоцировать проблемы на своей территории. Показательно, что Тегеран никогда не критиковал Россию за действия в Чечне.

Тем не менее, между двумя странами сохраняются зоны потенциальных конфликтов. Иран не готов принять расширение российского влияния в постсоветских государствах. Иран и Россия имеют различные экономические интересы". 12 Апреля 2007 Washington ProFile


кстати, тут у мя мысля пролетела, по поводу внешнеполит. отношений россии и ирана…т.с. опаралели провёл *TIRED*


ну и сразу:

США - Иран. Краткая история отношений
Американо-иранские отношения, крайне тесные и дружеские до Исламской революции 1979 года, в последние три десятилетия превратились в серию спорадических контактов. Обе страны с откровенным недоверием смотрели и смотрят друг на друга.
И Ирану, и США есть что предъявить в качестве доказательств ненадежности и зловредности противной стороны. К примеру, Иран постоянно напоминает об организации американской и британской разведкой государственного переворота, в результате которого в 1953 году лишился власти популярный премьер-министр Мохаммед Моссадык, пытавшийся национализировать нефтяную индустрию страны. В свою очередь, США постоянно вносят Иран в число государств, поддерживающих международный терроризм (с 1984 года), нарушающих права человека (с 1980-го года) и ныне - в число стран, которые пытаются создать ядерное оружие, нарушая таким образом ряд фундаментальных международных конвенций.
Однако периодически Иран и США предпринимали попытки наладить отношения. Пока они не привели к удовлетворительным результатам.

1979-1980 годы.
В результате Исламской революции был свергнут проамериканский режим шаха Реза Пехлеви. После бегства из Ирана Пехлеви получил разрешение прибыть в США на лечение. После того, как об этом сообщило иранское ТВ, 80 иранских студентов захватили посольство США в Тегеране, взяв в заложники 52 дипломата и членов их семей. Студенты требовали передать бывшего шаха Ирану. Это требование было отвергнуто. В 1980 году спецподразделения США попытались освободить заложников. Однако вертолеты с десантниками попали в песчаную бурю, три из восьми машин потерпели крушение в пустыне. Операция была свернута. Дипломаты пробыли в заключении 444 дня и были освобождены в 1981 году при посредничестве Алжира. В рамках соглашения были разморожены иранские активы в банках США (на сумму примерно 8 млрд.), Вашингтон также согласился не преследовать Иран судебным порядком. История с американскими заложниками приобрела новое звучание, когда некоторые из пострадавших дипломатов опознали в новоизбранном президенте Ирана - Махмуде Ахмадинеджаде - одного из захватчиков посольства.
Ирак и Ливан

В 1980 году произошло другое важное событие - войска Ирака вторглись на территорию Ирана. Позиция США в этой войне достаточно любопытна: Майкл РеннерMichael Renner, эксперт исследовательской организации Worldwatch Institute, описывает дипломатические коллизии следующим образом. Администрация США (тогда президентом стал Рональд РейганRonald Reagan, сменивший Джимми КартераJimmy Carter, который потерпел фиаско с заложниками) пошла на тесное сотрудничество в Саддамом Хусейном и исключила Ирак из списка стран, поддерживающих и финансирующих терроризм (это было сделано после Шестидневной войны 1967 года, в которой приняли участие иракские войска). Иран ныне считает, что Ирак выступил в качестве "цепного пса" США, которого науськали на соседний Иран.

В 1983 году боевик-самоубийца, член организации "Хезболла", имевшей тесные связи с Ираном, направил грузовик, нагруженный взрывчаткой, в здание посольства США в Бейруте. В результате взрыва погибло 63 человека. В том же году аналогичные атаки "Хезболла" провела против казарм американских и французских миротворцев в Бейруте, против посольств США и Франции в Кувейте, жилого дома, где жили сотрудники корпорации Raytheon, контрольной "башни" кувейтского международного аэропорта, нефтеперерерабатывающего завода и т. д. США восприняли действия "Хезболлы" в качестве контратаки Ирана. Показательно, что свой первый теракт международного уровня "Хезболла" провела против Ирака (смертник взорвал себя в посольстве Ирака в Бейруте, тогда погибло 27 человек, несколько сот получили ранения) - именно в знак протеста против вторжения в Иран.

В 1983 году США и Ирак восстановили официальные отношения, прерванные после Шестидневной войны (1967 год). США оказали заметную помощь Ираку в войне - они предоставили ему значительный товарный кредит, что позволило Багдаду избежать продовольственного кризиса. США не продавали вооружения напрямую Ираку, но негласно позволили американским компаниям продавать Багдаду оружие советского производства, закупленное в странах Восточной Европы. Кроме того, иракцам была предоставлена разведывательная информация. В свою очередь, Иран, арсеналы которого примерно на 70% состояли из оружия и техники с клеймом Made in USA, оказался в трудном положении, поскольку США отказывались продавать запчасти и боеприпасы режиму Хомейни.

Персидский залив

В 1986-1987 годы шла "танкерная война" между Ираком и Ираном - нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры. Всего были атакованы 546 танкеров (данные страховой компании Lloyd), принадлежавших различным странам мира, не только Ирану и Ираку. После того, как Иран атаковал одновременно несколько кувейтских кораблей, Кувейт обратился с просьбой о защите. Тогда США разрешили танкерам ряда государств идти под американским флагом (то есть, атака на подобный танкер означала атаку на США) и создали международные силы по охране коммуникаций в Персидском заливе. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ США в зоне Персидского залива. Военные корабли эскортировали танкеры (большей частью перевозившие иракскую нефть) и проводили поиск мин.

Флоты Ирана и США оказались в опасной близости друг от друга. Это не могло не привести к столкновению. В 1987 году иранский самолет атаковал (как утверждали иранцы - по ошибке) американский эсминец Stark, убив 37 моряков. Чуть позже ВМФ США уничтожили иранскую нефтяную платформу в Персидском заливе в ответ на ракетный обстрел танкера, шедшего под американским флагом из Кувейта. В 1988 году силы коалиции задержали иранский корабль, который устанавливал мины в международных водах - ранее Иран угрожал заминировать международные судоходные маршруты в Персидском заливе и Индийском океане, если иные государства не прекратят поддерживать Ирак.

В середине апреля 1988 года произошло настоящее морское сражение между ВМФ США и Ирана - по числу кораблей, крупнейшее со времен Второй Мировой войны. Целью США было уничтожение иранских нефтяных платформ - в качестве возмездия за подрыв на иранской мине, установленной в международных водах, американского фрегата Samuel B. Roberts. По данным историка Питера ХатчхаузенаPeter Huchthausen, автора книги "Малые Войны Америки"America's Splendid Little Wars: A Short History of US Engagements from the Fall of Saigon to Baghdad, в ходе операции боевые корабли и самолеты обеих сторон использовали ракеты и артиллерию, однако превосходство США в силах быстро сказалось: Иран потерял шесть ракетных катеров, США - вертолет-разведчик, потерпевший крушение, возможно, в момент ухода из-под обстрела.
Последним актом противостояния стала гибель иранского пассажирского лайнера, сбитого ракетой, выпущенной американским крейсером Vincennes, в результате чего погибло 290 человек. США впоследствии утверждали, что команда крейсера приняла лайнер Airbus за иранский истребитель. Впоследствии появились сообщения, что в момент атаки Vincennes находился в территориальных водах Ирана. В 1996 году США согласились выплатить семьям погибших пассажиров компенсацию в 61.8 млн., причем Вашингтон отказался компенсировать стоимость самого самолета.
Столкновения и кризисы 1980-х и начала 1990-х годов стали причиной рассмотрения исков Ирана к США, а США - к Ирану в международных судах. В свою очередь, бывшие американские заложники, жертвы терактов, совершенных проиранскими организациями, также обращались в суды, требуя компенсаций от Ирана.
Экономические санкции

В 1979 году США впервые ввели экономические санкции против Ирана. Эти санкции периодически продлеваются и действуют по сей день. Американским фирмам и их иностранным подразделениям запрещено вести бизнес в Иране (любопытно, что в Иране свободно продается продукция компаний Pepsi и Coca-Cola). Жертвами санкций становились и иностранные (то есть, не американские и не иранские) компании, которые, по данным США, передавали технологии и товары военного или двойного назначения Ирану или участвовали в разработке его полезных ископаемых. С 1995 года США не закупают товары и услуги у фирм, которые ведут бизнес в Иране, и объем инвестиций которых превышает 20 млн. Иранцы убеждены, что США активно используют свое влияние в международных финансовых структурах, таких, как Всемирный БанкWorld Bank и Международный Валютный ФондInternational Monetary Fund, чтобы лишить Иран доступа к кредитам.

США успешно препятствуют строительству международных нефте- и газопроводов, проходящих по территории Ирана. Кроме того, в 1990-е годы США заблокировали ряд крупных инвестиционных проектов в Иране (к примеру, в 1994 году Япония отказалась предоставить Ирану крупный кредит на строительство дамб). В 2002 году США не допустили вступления Ирана во Всемирную Торговую ОрганизациюWorld Trade Organization (с 2005 года Иран имеет статус наблюдателя в ВТО).
Американские компании закупают иранскую нефть, однако им запрещено делать вложения в иранскую экономику и разрабатывать нефтяные месторождения. Показательно, что Министерство Энергетики СШАDepartment of Energy не учитывает Иран в качестве поставщика нефти и газа. В период с 1950 по 1978 год США были главным торговым партнером Ирана. Ныне торговля США и Ирана ведется в весьма скромных объемах.

Новая надежда
В 1998 году президентом Ирана стал Мохаммед Хатами, пользовавшийся репутацией либерала и реформатора. В скором времени он призвал к "диалогу между цивилизациями", что подразумевало восстановление полноценных связей Ирана с окружающим миром, прежде всего, с США. Результатом дипломатических зондажей стало выступление госсекратаря США Мадлен ОлбрайтMadeleine Albright, которая в 2000 году официально принесла извинения Ирану за свержение Моссадыка, указав, что приход к власти шаха (последовал за свержением) замедлило процесс развития Ирана. ðосле этого США смягчили санкции против Ирана.

Однако результатом этой речи стало ужесточение иранской позиции. ëеннет ПоллакKenneth Pollack, автор книги "Персидская Головоломка"The Persian Puzzle, пишет, что Иран был неудовлетворен этим шагом США. Во-первых, извинения были произнесены слишком поздно и в слишком расплывчатой форме, а, во-вторых, в речи Олбрайт содержалась критика "неизбираемых" иранских властей, что было воспринято как камень в огород иранской теократии. По мнению Поллака, это вызвало гнев Верховного Лидера Али Хаменеи.

Впрочем, на саммите ООН в Нью-Йорке Хатами встретился с Олбрайт и президентом США Биллом КлинтономBill Clinton - это была первая встреча на высшем уровне представителей Ирана и США. Чуть позже Олбрайт и министр иностранных дел Ирана Камаль Хараззи встретились на международной конференции по Афганистану.

11 сентября, Афганистан и Ирак
Аятолла Али Хаменеи осудил теракты 11 сентября 2001 года. После того, как международная коалиция во главе с США начала операцию по уничтожению баз "Аль Каеды" в Афганистане и свержению режима талибов, Иран принял в процессе урегулирования ситуации в Афганистане очень активное участие. Иран также активно сотрудничал с ООН в деле возвращения на родину афганских беженцев. Однако "медовый месяц" в отношениях Вашингтона и Тегерана продлился недолго: в начале 2002 года президент США Джордж БушGeorge Bush назвал Иран в числе трех стран, входящих в "ось зла" (наряду с Ираком и Северной Кореей).

После вторжения в Ирак Иран предложил США провести переговоры по иракской проблеме.. Однако здесь есть ряд недомолвок и умолчаний. Во-первых, до сих пор неизвестны конкретные предложения Ирана, во-вторых, некоторые высокопоставленные вашингтонские чиновники (например, госсекретарь США - тогда она была советником президента по национальной безопасности - Кондолиза РайсCondoleezza Rice) вообще отвергают сам факт получения от Ирана каких-либо предложений.

В 2004 году произошла последняя встреча госсекретаря США (им тогда был Колин ПауэллColin Powell ) с иранским коллегой (Камаль Хараззи). Тематика переговоров неизвестна, кроме того, в момент встречи Пауэлл готовился уйти в отставку.
Эра Ахмадинеджада

Новый президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, возглавивший страну в 2005 году, изначально имел репутацию консерватора. Однако он попытался контактировать с США. В мае 2006 года он отправил Джорджу Бушу персональное письмо на 18 страницах, где содержалась жесткая критика политики США и обвинения в том, что Администрация Буша скрывает правду о терактах 11 сентября 2001 года. Полный текст письма неизвестен, позднее Ахмадинеджад заявил, что в нем "содержался призыв к монотеизму и справедливости".

Позднее президент Ирана предложил президенту США принять участие в прямых дебатах в ООН, дабы обсудить ядерную программу Ирана. США отказались обсуждать это предложение. В конце 2006 года Ахмадинеджад направил письмо американскому народу: в нем также критиковалась внешняя политика США и осуждался терроризм во всех формах. 12 Апреля 2007 Washington ProFile



ето из рассылочки профайловской всё :)

Иранская дипломатия. История двойной игры[/b]
В истории современной иранской дипломатии было много примеров того, как Тегеран не выполнял свои обещания или предоставлял иным государствам заведомо ложную информацию.

[b]Атомная бомба


Официальный Тегеран неоднократно заявлял, что его атомная программа имеет исключительно мирные цели. Однако ряд заявлений высокопоставленных иранцев противоречат этому тезису. К примеру, в 2001 году Хашеми Рафсанджани, тогда второй человек в иранской властной иерархии, заявил: "Использование атомной бомбы против Израиля полностью уничтожит его, в то время, как Исламский мир столкнется лишь с небольшими потерями. Этот сценарий не невероятен". В 2005 году ведущая иранская газета процитировала слова Аятоллы Мохаммеда Бакера Хараззи, генерального секретаря иранской "Хезболлы": "Мы способны произвести атомную бомбу и мы сделаем это. Мы не должны никого бояться. США - не более, чем лающая собака". Тогда же персональный представитель Верховного Лидера Аятоллы Али Хаменеи заявил, что обладание ядерным оружием - одна из главных задач Ирана. Подобные комментарии делали и видные религиозные деятели Ирана, которые доказывали, что Иран имеет естественное право обладать ядерным оружием..

Как известно, основные подозрения ныне вызывает исследовательский центр в Натанзе, о существовании которого МАГАТЭ узнало лишь в 2002 году, благодаря информации, предоставленной группировкой иранских оппозиционеров "Муджахеддин е-Хальк" (представляет интересы иранских арабов-суннитов, считается террористической структурой).

Восстановление

Малоизвестно, что после исламской революции в Иране, приведшей к разрыву двусторонних отношений, Вашингтон пытался вновь установить с новыми иранскими властями дипломатические отношения. 1 ноября 1979 года тогдашний министр иностранных дел Ирана встретился со Збигневом БжезинскимZbigniew Brzezinski, советником президента США по национальной безопасности на нейтральной территории (в Алжире), где обсуждалась возможность восстановления двусторонних связей. Три дня спустя революционные иранские студенты захватили посольство США в Тегеране и взяли в заложники 52 американских дипломата.

Официальные власти Ирана не сделали ничего для того, чтобы освободить заложников. Более того, представители иранской верхушки, в том числе и будущий премьер-министр-реформатор Али Хаменеи, посетили захваченное посольство и выразили студентам поддержку. Результат: двусторонние отношения не восстановлены до сих пор. В здании посольства США ныне размещен музей антиамериканизма.

Секретная дипломатия


Эта история стала, вероятно, самым громким внешнеполитическим скандалом в истории США. "Иран-Контрас" чуть было политически не уничтожил президента Рональда РейганаRonald Reagan. В 1985 году Совет Национальной Безопасности СШАNational Security Council принял решение продать Ирану оружие.

Несмотря на то, что руководство Исламской Республики Иран было настроено антиамерикански, Тегеран не мог резко порвать с США. США были основным поставщиком оружия для иранской армии, которая в тот момент вела кровопролитную войну с Ираком (Ираку продавал оружие Советский Союз). Иранцы нуждались в боеприпасах и запасных частях для военной техники. Исходя из этого, администрация Рейгана решила продать враждебному Ирану оружие, надеясь таким путем способствовать освобождению заложников, захваченных близкими к Ирану группировками в Ливане. Но интрига этим не исчерпывалась.

Средства, вырученные от этой сделки, было решено направить в Никарагуа, где незадолго до этого был также свергнут проамерикански настроенный диктатор Сомоса, и власть перешла в руки прокубински настроенных революционеров из Фронта имени Сандино. Сомосисты (или "контрас", как их было принято называть) вели партизанскую войну с сандинистами. Администрация США не могла использовать бюджетные средства для поддержки контрас (Конгресс СШАUS Congress запретил подобные операции), но "внебюджетные" и нигде не учтенные доходы от сделки с Ираном (всего около 48 млн.) идеально подходили для этой цели.

Для Вашингтона было крайне важно, чтобы информация о подобных контактах с иранским режимом навсегда осталась тайной. Иранцы организовали утечку этой информации буквально через неделю после тайного визита в Тегеран советника президента США по национальной безопасности Роберта МакФарланаRobert McFarlan. Зять заместителя аятоллы Хомейни опубликовал памфлет, повествующей об этой сделке. Полгода спустя, этот же источник предоставил информацию ливанскому журналу (опубликованная им статья была замечена западными СМИ и стала началом скандала), а еще позже глава Консультативного Совета Али Хашеми Рафсанджани, принимавший участие в переговорах с американцами, подтвердил то, что ливанские журналисты написали правду. Это добило администрацию Рейгана - многие высокопоставленные чиновники были вынуждены уйти в отставку и предстали перед судом.

Дело Рушди

В 1988 году выходец из Индии, житель Великобритании Салман РушдиSalman Rushdie, к тому времени популярный английский писатель (один из его предыдущих романов - "Дети Полуночи"Midnight's Children - основанный на сюжетах индийской мифологии, в 1981 году получил ряд престижных литературных наград), опубликовал роман "Сатанинские Стихи"The Satanic Verses - историю двух индийских актеров, оказавшихся в самолете, который уничтожают террористы над Ла-Маншем. Роман обильно насыщен культурными и религиозными (исламскими) аллитерациями и получил несколько литературных премий. Однако во многих странах мира он был встречен с возмущением. Первой страной, запретившей издание романа, стала родина Рушди - Индия. Ее примеру последовали ЮАР, Пакистан, Саудовская Аравия, Египет, Сомали, Бангладеш, Судан, Малайзия, Индонезия и Катар. В начале 1989 года британские мусульмане (жители Бирмингема) торжественно сожгли "Сатанинские Стихи" на костре. В Пакистане прошли массовые акции протеста: митингующие попытались ворваться на территорию посольства Великобритании, полиция открыла огонь и убила пять человек.
14 февраля 1989 года государственное "Радио Ирана" передало фетву Аятоллы Хомейни, в которой книга объявлялась "богохульной". На основе анализа "Сатанинских Стихов", Хомейни сделал вывод, что Рушди является вероотступником (то есть, отказался от Ислама), что, согласно законам Шариата, является преступлением, караемым смертью. Хомейни призвал мусульман немедленно казнить Рушди и издателей, которые помогают ему распространять богохульную книгу. 24 февраля Хомейни предложил награду в 3 млн. тому, кто убьет Рушди.

Аятолла Хомейни скончался в 1989 году. За несколько месяцев до его кончины МИД Ирана потребовал, чтобы Рушди принес извинения, в обмен обещая отменить фетву. Рушди извинился, что многие исламские фундаменталисты сочли дополнительным доказательством его преступления. Годом спустя, правительство Ирана официально заявило, что фетва в отношении Рушди более не действует. Это была часть масштабного соглашения между Ираном и Великобританией, которое было заключено с целью нормализации двусторонних отношений.

В 1990 году Салман Рушди опубликовал эссе "С Верой в Бога"In Good Faith, в которой попытался ответить своим критикам. Он всячески подчеркивал свое уважение к Исламу. Однако смертный приговор остался в силе - многие исламские фундаменталистские организации подчеркивают, что смертный приговор не отменен и не имеет срока давности. В 1999 году иранский религиозный фонд "Хордад", контролируемый Корпусом Стражей Исламской Революции, предложил за убийство Рушди награду в размере 2.8 млн. Тогда же государственное радио Ирана назвало Рушди вероотступником, указав, что его убийство соответствует юридическим принципам Ислама. В 2005 году Аятолла Али Хаменеи вновь призвал к смерти Рушди. После дипломатических протестов со стороны Великобритании правительство Ирана заявило, что не имеет отношения к фетвам религиозных лидеров, поскольку лишь духовное лицо, являющееся автором фетвы, может денонсировать ее. Однако еще две недели спустя, Корпус Стражей Исламской Революции выпустил заявление, в котором было указано, что приближается день, когда "мы накажем вероотступника Рушди".

Бизнес

В ряде случаев высшие должностные лица Ирана делали громкие заявления, рассчитанные, судя по всему, только на достижение каких-то конкретных выгод. Подобная история произошла в 1996 году. Тогда заместитель премьер-министра Ирана пообещал оказать содействие в поисках израильского летчика, за десятилетие до этого сбитого над Ливаном и взятого в плен проиранской организацией "Хезболла". Это заявление было сделано в разгар переговоров Ирана и Франции. Израиль оказывал давление на Францию, призывая Париж не вступать в сделку со страной, поддерживающей террористов. Заявление подействовало: Франция согласилась продать Ирану самолеты и космические спутники, а французская компания Total получила право разработки иранских нефтяных месторождений. Через три дня после подписания контрактов заместитель премьер-министра отказался от своих слов.
Афганистан и Ирак

США и Иран пытались сотрудничать в деле урегулирования ситуации в Афганистане и Ираке. Однако и здесь велась двойная игра. В Афганистане Иран поддерживал шиитских полевых командиров, снабжая их оружием, деньгами, а также антиамериканской и антизападной литературой (ООН призывала помогать исключительно центральной власти страны).

Аналогичная история произошла в Ираке: МИД Ирана призывал к миру и безопасности в стране, в то время, как Корпус Стражей Исламской Революции вооружал и поддерживал шиитских экстремистов. 12 Апреля 2007 Washington ProFile





Иранская атомная бомба. Хроника противоречивых прогнозов
За последние полтора десятилетия в отношении ядерной программы Ирана было сделано множество несбывшихся и противоречивых предсказаний.

1991 год. В докладе ЦРУCIA, подготовленном для Конгресса СШАUS Congress, сообщалось, что "с высокой долей вероятности можно утверждать, что правительство Ирана получило в свое распоряжение все или почти все компоненты, необходимые для создания двух или трех ядерных зарядов".
Источники, близкие к правительству Израиля, сообщили, что Иран с помощью Пакистана может создать атомную бомбу к концу десятилетия. После появления этой утечке в прессе американские эксперты, опрошенные газетой New York Times, заявили, что Ирану потребуется 10-15 лет для создания ядерного заряда, поскольку у него нет для этого ни средств, ни специалистов.

Февраль 1992 года. В докладе Палаты Представителей Конгресса СШАUS House of Representatives сообщалось, что в период с февраля по апрель 1992 года Иран создаст два или три ядерных заряда.

1993 год. Директор ЦРУ Джеймс ВулсиJames Woolsey заявил, что Ирану потребуется 8-10 лет для создания ядерного заряда своими силами, однако этот срок возможно сократить, если Иран получит помощь извне.
Директор ЦРУ Джеймс ВулсиJames Woolsey заявил, что Ирану потребуется 8-10 лет для создания ядерного заряда своими силами, однако этот срок возможно сократить, если Иран получит помощь извне.

1994 год. Очередной прогноз ЦРУ: Иран может создать атомную бомбу за 6-8 лет. Военные ядерные исследования остаются на ранних стадиях развития, Иран нуждается в иностранных технологиях и оборудовании.
Директор ЦРУ Джеймс Вулси заявил, что Ирану требуется 8-10 лет для создания атомной бомбы. Иран крайне активно пытается приобрести ядерные технологии, оборудование и материалы - прежде всего в России. Кроме того, Иран пытается приобрести на "черном рынке" готовые ядерные заряды.

1995 год. Министр Обороны США Уильям ПерриWilliam Perry заявил, что Ирану требуется менее пяти лет для создания атомной бомбы. Для того, чтобы похитить ядерный заряд у одного из постсоветских государств, Ирану нужны недели или месяцы.
Джон ХолумJohn Holum, директор Агентства США по Контролю за ВооружениямиUS Arms Control and Disarmament Agency, сообщил, что Иран получит атомную бомбу не позднее 2003 года.

1995 год. Высокопоставленный американский дипломат Том ГрэмThomas Graham заявил, что у Ирана "пока нет" военной ядерной программы, поскольку Иран продвинулся не слишком далеко в своих ядерных исследованиях.

1996 год. Линн ДэвисLynn Davis, заместитель Госсекретаря США, заявил, что Ирану потребуется много лет для того, чтобы получить военные ядерные технологии. Однако если он сможет тайно получить необходимые ему технологии и материалы, он сможет резко ускорить процесс создания ядерного оружия..
Шимон Перес, премьер-министр Израиля, заявил, что уверен в том, что Иран получит атомную бомбу в течение четырех лет.

1997 год. Джон Холум, директор Агентства США по Контролю за Вооружениями, сообщил Палате Представителей Конгресса США, что Иран сможет создать атомную бомбу в 2005-2007 годы.

Высокопоставленный представитель Пентагона, генерал Бинфорд ПиэйBinford Peay, заявил, что Иран сможет создать атомную бомбу в конце 20-го или самом начале 21-го века, если получит в свое распоряжение ядерные материалы.

1998 год. Генерал Энтони ЗинниAnthony Zinni, глава Центрального Командования СШАUS Central Command (в зону ответственности входит Иран) заявил, что Иран сможет получить ядерное оружие в течение пяти лет.

1999 год. Высокопоставленный представитель израильского правительства заявил, что Иран получит атомную бомбу в течение пяти лет, вне зависимости от того, будет ли ему оказывать помощь Россия или нет.

2000 год. ЦРУ опубликовало очередной доклад, в котором сообщалось, что нельзя исключать возможность наличия у Ирана ядерного оружия. Этот вывод был сделан по причине того, что ядерная программа Ирана засекречена, и достоверной информации о ней крайне мало.

Позднее - в 2002 году - факт недостатка информации был наглядно подтвержден. Тогда лидер группировки "Муджахеддин е-Хальк" (опирается на арабское суннитское меньшинство Ирана, США считают эту структуру террористической организацией), оппозиционной Тегерану, сообщил, что Иран имеет два секретных ядерных объекта - в Натанзе и Араке, о которых международное сообщество не имеет никакого представления.
Чуть позже ЦРУ сообщило, что Иран пытается производить плутоний и обогащенный уран, причем активно приобретает оборудование и технологии, которые могут позволить ему создать ядерное оружие.

2001 год. Дэни ШохамDany Shoham, известный израильский эксперт, заявил, что Ирану потребуется несколько лет для создания ядерного оружия..

2002 год. Директор ЦРУ Джордж ТенетGeorge Tenet сообщил Сенату СШАUS Senate, что Иран может получить ядерное оружие к 2015 году. Однако при наличии внешней помощи срок создания ядерного оружия может быть резко сокращен. Он также заявил, что Иран использует мирную ядерную программу для того, чтобы маскировать военную.

2003 год. Министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом заявил, что Иран получит в свои руки технологию производства ядерного оружия в течение 6-9 месяцев.

2005 год. Высокопоставленный представитель Международного Агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ) заявил, что Ирану потребуется 5-10 лет для самостоятельного производства ядерных материалов.

Меир Даган, глава израильской разведки "Моссад", заявил, что Иран практически достиг "точки невозвращения". Если он сможет начать обогащение урана в 2005 году, то для создания атомной бомбы ему потребуется 2-3 года. Позднее Даган уточнил, что Иран может получить атомную бомбу уже в 2007- 2009 годы.

2006 год. Дэвид ОлбрайтDavid Albright, аналитик Института Науки и Международной БезопасностиInstitute for Science and International Security, выступил с прогнозом, согласно которому Иран в состоянии получить ядерное оружие в течение трех лет.
Исследовательская Международная Кризисная ГруппаInternational Crisis Group опубликовала доклад, согласно которому Ирану требуется 5-7 лет для начала крупномасштабного процесса обогащения урана. Иранским ядерщикам не хватает специальных знаний, технологий и оборудования. Если процесс обогащения будет начат, то Ирану потребуется еще 5-6 лет для получения достаточного для создания ядерного заряда количества урана.

2007 год. Иран заявил, что ныне в его распоряжении находятся 3 тыс. центрифуг, которые способны произвести процесс обогащения урана до оружейного уровня. Большинство экспертов считают, что если это сообщение соответствует истине, то Ирану потребуется год для получения урана, достаточного для создания одного ядерного заряда. Однако детальных прогнозов на этот счет не опубликовано: многие специалисты склонны считать, что Иран блефует. 12 Апреля 2007 Washington ProFile
Изображение Изображение
Аватара пользователя
V@P
Хранитель
Хранитель
 
Сообщения: 1988
Зарегистрирован: 27 июн 2006, 14:55:05
Откуда: Kursk, Russia
Пол: Мужской
Имя: Dmitriy

Re: Внешняя политика Ирана. Пособие для начинающих

Непрочитанное сообщение Anri » 25 июн 2012, 18:02:12

Иранские орки на пару с венесуэльскими дьяволами задумали недоброе в отношении Сил Света и Добра:
"...Венесуэла передала Ирану по меньшей мере один истребитель F-16 Fighting Falcon, сообщает испанский портал ABC со ссылкой на источник в венесуэльских ВВС. Истребитель был доставлен в Иран в разобранном виде самолетом Boeing 707. По данным издания, Каракас и Тегеран ранее подписали соглашение на поставку нескольких F-16, на которых Иран будет отрабатывать технику ведения воздушного боя..." (http://lenta.ru/news/2012/06/25/f16/)
В этом смысле сбитие Фантома сирийцами может быть предупреждающим звоночком, как в свое время сбитие грузинских беспилотнико
Давай с тобой поговорим, прости, не знаю, как зовут.
Но открывается другим, все то, что близким берегут.
Ты скажешь: "Все наоборот, согласно логике вещей",
Но это редкий поворот, а, может, нет его вообще.

(с) О.Митяев
Аватара пользователя
Anri
Магистр
Магистр
 
Сообщения: 2145
Зарегистрирован: 06 июл 2006, 00:30:06
Откуда: Frankfurt am Main, Germany
Пол: Мужской


Вернуться в Иран

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], DotBot [Crawler], GoGo [Бот], Google [Bot], Magpie [Crawler], Yahoo [Bot], Яндекс [Бот]

cron